^ НАВЕРХ ^
Начнешь с женщиной делиться властью, и у тебя окажется меньшая её часть.
Владимир Тарасов
A80

Владимир Тарасов: «Опираться на опыт и здравый смысл»

Bright побеседовал с основателем бизнес-школы, автором книг «Технология жизни: Книга для героев» и «Искусство управленческой борьбы» возглавляющем рейтинг компании «Лучшие бизнес-тренеры России – 2016», Владимиром Константиновичем Тарасовым.

Как Вы относитесь к первенству в рейтинге, как к форме социального одобрения?

Ничто человеческое мне не чуждо (улыбается). Конечно, если занимаешь первое место, это приятно, даже если понимаешь всю условность и шаткость подобных рейтингов. Специфика нашего времени в том, что благодаря обретшим огромную силу СМИ, репутация вытеснена имиджем, а деньги легко конвертируются в имидж и обратно. Поэтому особого доверия рейтинги у серьёзных людей не вызывают. Конечно, при большом желании и серьезных затратах можно построить достаточно надёжный рейтинг, который был бы полезен корпорациям-заказчикам, слушателям и бизнес-тренерам, но возникает вопрос: каким образом затраты на построение и ведение такого рейтинга окупятся той частной компании, которая бы им занялась? Это могли бы делать государственные органы, но в наше время они, во-первых, в упор не замечают ни частного бизнес-образования, ни бизнес-тренеров как категорию – они ещё живут представлением, что бизнес-обучением занимаются университетские профессора. Во-вторых, эти органы слишком коррумпированы, чтобы предлагаемый ими рейтинг мог вызывать доверие. Заказчиком и плательщиком такого рейтинга могло бы выступить и какое-либо объединение предпринимателей, но повышенный уровень внутривидовой агрессии в нашей деловой среде не позволяет такого рода объединению даже исправно собирать членские взносы, не то, что вместе сделать что-то серёезное и стоящее.

Помогло ли первоначальное образование физика в управленческой работе?

Несомненно, помогло! Дело в том, что интеллект человека развивается только лет до двадцати, а потом угасает – слабо развитый интеллект деградирует с годами быстрее, а сильно развитый – значительно медленнее. Компенсацией этого угасания является растущий жизненный и профессиональный опыт. При этом ничто так не развивает интеллект, как математика и физика. Математика приучает строить теоретическую, формальную картину мира, воспитывает умного человека, но «теоретика, оторванного от жизни». А физика строит не только теоретическую, но чувственную картину, опирающуюся на опыт и здравый смысл. Она приучает соединять отличную логику с практикой, а именно это качество необходимо для эффективного управления. Конечно, могут быть и замечательные исключения среди людей, получивших иное образование и даже не имеющих оного.

Как основатель и руководитель школы бизнеса, расскажите, поменялся ли подход к обучению за последнее десятилетие?

Будем говорить не о десятилетии, а о периоде с 2008 года, когда закончилось время «легких денег» и, похоже, надолго. Корпорации и частные лица стали заметно скупее тратить деньги на бизнес-образование. Они стали делать упор на внутренних бизнес-тренеров, а не на приглашение внешних. Компании, предлагающие бизнес-курсы, также поменяли свою тактику: стали понижать цены; начали оценивать бизнес-тренеров, исходя не из их профессиональных качеств, а из более простого критерия – прибыли, которую данный бизнес-тренер может принести; стали вкладывать больше средств в рекламу и раскрутку дешёвых тренеров, чем в приглашение квалифицированных, а потому – более дорогих; популяризировали такой формат, как «большие форумы», предлагая бизнес-тренерам вместо оплаты возможность себя рекламировать, и, благодаря экономии, получают дополнительную прибыль. Бизнес-тренеры делают свои курсы более информативными и полезными. При этом одни из них сделали ставку на повышение качества своих стандартных, пользующихся спросом курсов, а другие – увеличивать разнообразие предлагаемых тем в надежде охватить как можно больше категорий слушателей. К сказанному можно добавить, что в последние два-три года в «бизнес-тренеры» подалась целая волна не очень успешных предпринимателей, менеджеров и просто несостоявшихся людей, которым «хлеб бизнес-тренеров» показался относительно легким, из-за чего рынок бизнес-образования стал сильно замусоренным, а сама профессия бизнес-тренера снизила свой статус в обществе подобно тому, как снизила свой статус профессия дизайнера из-за притока в неё волны молодых женщин, находящихся на содержании состоятельных мужчин.

Есть ли принципиальные отличия в подходах к бизнес-образованию в вашей Онлайн-школе?

Да, такие отличия есть. У нас – десятимесячный он-лайн курс. Это целый кусок активной интеллектуальной и познавательной жизни слушателя. Наша технология после каждой еженедельной лекции предусматривает выполнение домашнего задания. Лекция заканчивается вопросом, на который каждый слушатель должен: во-первых, дать свой ответ, во-вторых, оценить чужие ответы на этот же вопрос и ознакомиться с тем, как другие оценили его, в третьих, дать комментарий к одному из чужих лучших ответов, в четвертых, оценить чужие комментарии к другому из лучших ответов, в пятых, ознакомиться с комментарием преподавателя к еще одному из лучших ответов на все тот же вопрос. Благодаря этой технологии идет глубокая, но при этом интересная проработка материала лекции – ведь слушателю хочется узнать, как другие решают те же проблемы, что и он, и что они думают по его поводу. И этот, своего рода азарт поддерживает желание все десять месяцев регулярно учиться. При этом наша технология и программное обеспечение таковы, что мы одновременно можем обучать десятки и сотни тысяч людей, которые несомненно в этом нуждаются, но, к сожалению, еще об этой возможности не информированы.

Где берёте вдохновение для ваших амбициозных проектов?

Думаю, что вдохновение есть у всех людей, но большинство не даёт этому цветку расцвести из-за бытовых и деловых рутинных проблем. К счастью, меня освобождает от всех этих помех замечательный персонал нашей Школы во главе с эффективным и заботливым до последних мелочей директором – Хелле Кельдер, за что я ей по-настоящему признателен, при этом она моя жена, что не облегчает, а усложняет её роль.